Как улучшить юзабилити с помощью веб-дизайна


Мне частенько приходилось слышать от веб-дизайнеров, что проблема юзабилити их сайтов кроется вовсе не в неудачном дизайне, а в самих пользователях, которые просто не знают, что им нужно. Часто пользователей называют просто лентяями за то, что они не могут открыть вкладку, прокрутить страницу, нажать на ссылку, и дойти до конца страницы.

Согласитесь, что обвинять ни в чем неповинных пользователей в банальной лени – это просто не дипломатично и не профессионально. Пользователи ничего не должны веб ресурсу, хотя тот в свою очередь имеет четко выраженную цель, которую обязан донести до интернет-серфера.

Предлагаю, не винить наших пользователей, а просто определить, как они ведут себя на сайтах, какие действия совершают, что ищут. Тогда наверняка проблема плохого юзабилити будет решена совместными усилиями. Если у вас это получится, то можете смело считать себя профессионалом.

Предлагаю вашему вниманию три разработанные и изученные модели поведения человека на сайте. Это:

- Девайс инерция;
- Импульсы;
- Избирательная политика;

Все эти варианты относятся к тому, что пользователь совершает минимум действий и получает максимум результата. Но какой же вариант поведения выбрать нам? Давайте разбираться.

Девайс – инерция

Представьте за окном холодное зимнее утро, бушует вьюга, с крыш срывает шифер, а ветер уносит все – мусор, ветки и даже некоторых прохожих. А вы при этом лежите дома, в теплой постельке под шерстяным пледом с чашечкой капучино. И тут вам в голову приходит ошеломительная мысль – а не выбрать ли себе новое платье для корпоративного вечера или для свидания. ВЫ берете первый девайс, который попадается вам под руку. Пусть это будет смартфон. Открываете каталог одежды и начинаете пролистывать все варианты, наконец, находя тот, который вам больше всего понравился. Но открыв фото крупнее, вы понимаете, что не можете рассмотреть текстуру ткани, отделку платья и даже его длину.

И совершенно не важно, что в другой комнате у вас есть компьютер, где вы сможете увидеть более крупную картинку. Вы просто не можете себе позволить покинуть теплую кровать. Итого, что мы имеем. Вы закрываете сайт, на котором хотели купить платье, и больше туда не возвращаетесь. Вот это и называется девайс инерцией.

Другими словами, человек выбирает самый простой для себя вариант, пусть даже иногда он является менее продуктивным. Лишние телодвижения – это полный крах. Бывало у вас такое, что вы смотрите телевизор, и передача вам не нравится? Но пульт лежит так далеко, что вам лень до него тянуться, поэтому вы смотрите дальше тот канал. Наверняка, знакомая ситуация. Вот и у пользователей сайтов то же самое.

Импульсивное поведение

А теперь представьте вот такую ситуацию. Прямо в вашем доме на первом этаже есть интересный магазин со сладостями. Конфеты из шоколада с миндалем там стоят, ну допустим 500 рублей за коробку. Вы просто не можете отказать себе в этой маленькой слабости и каждую неделю по дороге с работы заходите в магазин и тратите 500 рублей на покупку любимых шоколадных конфет. Но тут ваш друг вам сообщает, что в квартале от вашего дома есть точно такой же магазин с точно такими же конфетами. Но стоят они по акции всего 300 рублей.

Тут вспомним предыдущий пример с отвратительной погодой на улице. И вы принимаете решение, что вам все же удобно тратить больше денег, но меньше времени и сил на прогулку до магазина. Итого – каждый месяц вы переплачиваете за конфеты 800 рублей. Не буду озвучивать, какая кругленькая сумма получается в год.

Вот это называется импульсивным поведением. То есть пользователь изначально выбирает для себя самый короткий путь, но не факт, что он будет выгодным. Просто так проще. Для вас это может быть полезным – прорабатывайте короткие пути к оформлению заказа и делайте этот путь заметным.

Избирательное внимание

А вот еще один пример. Вы сидите на концерте симфонической музыки, а после концерта вам надо вызвать такси до дома, но в кармане у вас совсем мало денег. Но вы стараетесь об этом не думать и фокусировать внимание только на прекрасной музыке Чайковского. Но тут с соседнего ряда вы начинаете слышать разговоры, которые явно связаны с тем, что человеку тоже надо заказать такси и ему советуют, где делать заказ. Но вы стараетесь все равно фокусироваться только на музыке, совершенно игнорируя разговоры. А уделите вы 2 минуты разговору, то и до дома доехали бы экономнее. А может быть и нет. Как это связано с юзабилити?

А вот как. Пользователь заходит на сайт и начинает просматривать только интересующую его информацию. Но если на сайте еще масса всего полезного, но это не входит в зону интереса пользователя, то он и не будет обращать внимание на эту информацию. Но тут стоит быть осторожнее. Например, вы же не будете кликать на яркие баннеры, которые явно вписываются в зону видимости, если они вас совершенно не интересуют и никак не связаны с тематикой сайта?

Как всем этим пользоваться

Любезно предоставлю вам 5 советов, которые помогут вам извлечь пользу из всего описанного выше:

1) Работать с сайтом должна быть удобной со всех известных устройств. Поработайте с аудиторией. Если это в основном люди пожилого возраста, то меньше заостряйте внимание на мобильных девайсах.

2) Забудьте о том, что пользователи будут переключаться между устройствами. Как правило, у них уже любимый девайс, которым они пользуются чаще обычного.

3) Продумайте синхронизацию между устройствами.

4) Изучите действия пользователей на сайте и постарайтесь облегчить их путь до контрольной точки;

5) Не акцентируйте внимание на рекламной информации. Она несет мало смысла для пользователей.

Вместо заключения

И напоследок хочется сказать, что мы должны любить своих пользователей. Если им что-то непонятно в интерфейсе сайта, то это наша проблема. Чтобы сделать дизайнерское решение эффективным, мы должны изучать потребности юзеров.


Взято с: Как улучшить юзабилити с помощью веб-дизайна

Комментарии

Популярные сообщения